Глава 1.
Общие положения
1. Настоящее Положение об урегулировании конфликта интересов (далее – Положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-3 «О борьбе с коррупцией», Уставом Унитарного коммунального производственного предприятия «Костюковичский жилкоммунхоз» (далее — предприятие) и определяет порядок урегулирования конфликта интересов, возникающих у работников предприятия в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
2. Действие настоящего Положения распространяется на всех лиц, являющихся работниками предприятия.
3. Под конфликтом интересов в настоящем Положении понимается ситуация, при которой личные интересы должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют, или могут повлиять на надлежащее исполнение должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
4. Под личной заинтересованностью должностного лица предприятия понимается заинтересованность работника, связанная с возможностью получения им при исполнении должностных обязанностей личной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
5. В основу работы по управлению конфликтом интересов предприятия положены следующие принципы:
— обязанность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;
— индивидуальное рассмотрение, урегулирование и оценка репутационных и иных рисков для предприятия при выявлении каждого конфликта интересов»
— конфиденциальность информации о конфликте интересов, а также о личных интересах должностного лица, кандидата на должность должностного лица»
— соблюдение баланса интересов предприятия и работника при урегулировании конфликта интересов;
— недопустимость привлечения должностного лица к ответственности в связи с раскрытием информации о конфликте интересов, если соответствующая информация была своевременно раскрыта должностным лицом, конфликт интересов предотвращен или урегулирован на предприятии и не повлек причинение вреда имущественным и неимущественным интересам предприятия.
6. Содержание настоящего Положения доводится до сведения всех работников предприятия (Положение размещено на официальном сайте и информационном стенде предприятия)
Глава 2.
Обязанности должностных лиц предприятия в сфере управления конфликтов интересов
7. Должностные лица предприятия обязаны:
— при исполнении своих должностных обязанностей соблюдать требования законодательства Республики Беларусь, локальных правовых актов предприятия, в том числе данного Положения, а также обязанности, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами);
— при принятии решений, участии в принятии решений и совершении других действий по работе руководствоваться интересами предприятия без учета своих личных интересов и личных интересов своих близких родственников или свойственников и иных лиц;
— принимать все возможные меры по недопущению возникновения потенциального или реального конфликта интересов;
— раскрывать информацию о потенциальном и реальном конфликте интересов в порядке, установленном Положением;
— содействовать руководству предприятия в предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
Глава 3.
Меры профилактики конфликта интересов
8. Целью профилактики конфликтов интересов является создание условий деятельности для должностных лиц Общества, которые минимизируют вероятность возникновения и (или) развития конфликта интересов.
9. В целях профилактики конфликта интересов между должностными лицами и предприятием предусматриваются следующие мероприятия:
9.1. Совершенствование организационной структуры управления предприятия в целях исключения совместной работы лиц, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если данная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому;
9.2. Уточнение и оптимизация должностных обязанностей должностных лиц предприятия;
9.3. Установление эффективной системы контроля за исполнением должностными лицами предприятия своих трудовых обязанностей, соблюдением запретов и ограничений, предусмотренных законодательством;
9.4. Проведение разъяснительной работы, направленной на распространение знаний о конфликтах интересов, из возникновении, порядке их предотвращения и урегулирования, которая проводится работниками отдела кадров предприятия при принятии на работу.
10. Меры общей профилактики конфликта интересов реализуются комиссией по противодействию коррупции, действующей на предприятии, а также конкретными работниками предприятия по поручению руководителя, должностными инструкциями работников, иными локальными правовыми актами предприятия.
11. С целью профилактики конфликта интересов должностные лица предприятия не вправе:
— оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием служебного положения;
— выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности медицинской практики), в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
— участвовать лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
— принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы услуги в связи с исполнением трудовых обязанностей;
— использовать в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информацию, содержащую сведения, составляющие коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении трудовых обязанностей;
— использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество предприятия.
12. Должностные лица обязаны руководствоваться интересами предприятия без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей, а также избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов.
Глава 4.
Порядок предоставления сведений о конфликте интересов.
Порядок поступившей информации о конфликте интересов.
13. Обязанности по предотвращению и урегулированию конкретных конфликтов интересов возлагаются на должностных лиц – участников конфликтов, начальников структурных подразделений (участков), заместителя директора, главного инженера, ведущего специалиста по кадрам. Вопросы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также внесение соответствующих предложений руководителю предприятия рассматриваются на заседании комиссии по противодействию коррупции.
14. Сведения о конфликтах интересов с участием конкретных должностных лиц предприятия могут быть получены:
— от самих работников, начальников структурных подразделений;
— из обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации;
— в результате совместного анализа имеющихся сведений о личных интересах работника предприятия и выполняемых им трудовых обязанностях;
— из других источников.
15. Работники предприятия самостоятельно устанавливают наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов и незамедлительно докладной запиской уведомляют своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого находятся (начальника участка, главного инженера, заместителя директора и т.д.), о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.
16. Руководители структурных подразделений (участков), заместитель директора, главных инженер, ведущий специалист по кадрам при выявлении наличия признаков реального или потенциального конфликта интересов докладной запиской, в которой подробно указываются суть конфликта интересов, причина и время его возникновения, отношение должностного лица к возникновению конфликта интересов (субъективные и объективные факторы), значимость конфликта интересов.
17. Непосредственный руководитель работника при получении докладной записки о возникновении (возможном возникновении) конфликта интересов доводит докладной запиской до сведения руководителя предприятия (в случае отсутствия руководителя предприятия доводит до сведения исполняющего обязанности руководителя, главного инженера) о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов. К докладной записке приобщает докладную записку работника и дополнительные материалы, характеризующие суть конфликта интересов.
18. Руководитель предприятия (в случае отсутствия руководителя — исполняющий обязанности руководителя, главный инженер) при получении материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов принимает незамедлительное решение о его предотвращении (урегулировании), либо при необходимости назначает проведение в трехдневных срок дополнительной проверки.
19. По результатам проверки поступившей информации выносится решение о том, является или не является возникшая (способная возникнуть) ситуация конфликтом интересов.
20. Предприятие берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов.
21. Ситуация, не являющаяся конфликтом интересов, не нуждается в специальных способах урегулирования.
Глава 5.
Порядок и способы урегулирования конфликта интересов
22. Окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов принимает руководитель предприятия.
23. Сокрытие и (или) намеренное несвоевременное либо неполное раскрытие должностным лицом информации о конфликте интересов является основанием для привлечения должностного лица к ответственности независимо от того, повлекло ли это причинение вреда интересам предприятия, а также принимается во внимание при решении вопросов о продлении трудового договора (контракта) с должностным лицом, поощрении должностного лица, переводе его на вышестоящую должность.
24. По решению руководителя предприятия начальник структурного подразделения (участка), не принявший меры по урегулированию конфликта интересов, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности или к нему могут быть применены иные меры воздействия в зависимости от тяжести последствий не урегулирования конфликта интересов для предприятия в соответствии с действующим законодательством.
25. В случае если конфликт интересов имеет место, то могут быть использованы следующие способы его урегулирования:
— отстранение должностного лица от подготовки и согласования (визирования) проекта документа, связанного с конфликтом интересов;
— отстранение должностного лица от принятия единоличных решений, связанных с конфликтом интересов;
— отстранение должностного лица от дачи индивидуальных (вне рамок коллегиальных структур) заключений по вопросам, связанным с конфликтом интересов;
— перевод должностного лица в порядке, установленном законодательством с должности, исполнение по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;
— переподчинение должностного лица, который в силу занимаемой должности находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности своего супруга (супруги), близкого родственника или свойственника, другому должностному лицу;
— пересмотр и изменение трудовых обязанностей должностного лица;
— отказ должностного лица от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами предприятия (отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы, возвратить дарителю подарки, полученные в связи с исполнением трудовых обязанностей, воздерживаться от получения подарков от подчиненных работников, за исключением символических подарков, и др.);
— увольнение по соглашению сторон, если конфликт интересов носит постоянный и не устранимый характер;
— использование иных способов разрешения конфликта.
26. В случае отказ должностного лица от принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, он подлежит перемещению на иную должность (при наличии таковой), устраняющую действие конфликта интересов, или же подлежит увольнению в соответствии с трудовым законодательством.
27. При принятии решения о выборе способа предотвращения или урегулирования конфликта интересов в каждой конкретной ситуации необходимо учитывать нравственные качества работника (принципиальность, надежность, обязательность и др.) а также:
— наличие у должностного лица реальной возможности повлиять на конкретное решение, связанное с его личным интересом;
— характер последствий, которые могут наступить для предприятия при непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
28. При выборе конкретного способа предотвращения или урегулирования конфликта интересов преимущество отдается такому способу, который наименьшим образом затрагивает законные интересы предприятия и должностного лица.
29. Если потенциальный или реальный конфликт интересов является незначительным и не способен повлечь какие-либо негативные последствия для предприятия, то меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта интересов могут не приниматься.
Глава 6.
Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения директором предприятия (в случае его отсутствия – лицом, исполняющим обязанности директора предприятия, главным инженером) и действует до его отмены.